Воспитатель Куницына О.В.
Графические диктанты – один из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.
Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала пользования графическими диктантами – от 4 лет. Именно в этом возрасте следует начинать развитие мелкой моторики с помощью рисования по клеточкам.
Графическими диктантами можно пользоваться везде: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Это не уроки и не занятия определённой дисциплиной, а наоборот, игра́ и просто интересное занятие. Деток всегда нужно заинтересовать, а что сделает это лучше, чем такое необычное занятие. Ведь в итоге должна́ получиться какая-то неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами.
Выполнять графические диктанты можно в двух вариантах.
Вариант 1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.
Вариант 2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.
В заданиях количество клеток обозначено цифрой, а направление – стрелкой. Запись такого вида: 1 →; 3 ↑; 2 ←; 4 ↓; 1 → следует читать - 1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 4 клеточки вниз, 1 клеточка вправо.
Плюсы графического диктанта
— Тренирует мелкую моторику рук дошкольника.
— Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.
— Тренирует внимание. Задействует связь фонетического восприятия с визуальным и графическим.
— Учит ребенка запоминать понятия «лево» и «право».
— Тренирует абстрактное мышление и воображение.
Одно важное правило при выполнении заданий: не стоит заставлять ребенка их выполнять через силу. Не ругайте и не прерывайте ребенка, если он ошибся или не справился с заданием. Просто объясните ему: почему так получилось, что он сделал не так. Лучше выбрать время, когда все в хорошем настроении и хотят заняться чем-то увлекательным. Заинтересуйте ребенка и предложите ему быть ведущим — ведь детям тоже хочется самим что-то придумать и «покомандовать взрослыми».
Все графические диктанты помогут малышу расширить кругозор, научиться ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с различными способами и вариантами изображения предметов.
Приятного времяпровождения.