|
Согласовано Утверждено
Председатель СТК Приказом от_________№_____
___________Г. А. Бокова заведующий МБДОУ «Детский
Протокол от__________ общеразвивающего вида № 125»
№____________________ ____________О. А. Степанова
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №125»
городской округ город Воронеж
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения (далее - Положение) определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения муниципального дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Логопедический пункт создается в МБДОУ в целях оказания помощи дошкольникам, имеющим нарушения в развитии устной речи.
1.3. Настоящее Положение разработано на основании:
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 677 и дополнения, утверждённые постановлениями от 14.12.1997 №179, от 23.12.2002 № 919);
Письма Минобразования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (от 14.12.2000 № 2);
Письма Минобразования России «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении» (от 16.01.2002 № 03-51-5 ин/ 23-03);
Письма Министерства общего и профессионального образования РФ «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» (от 22.01.1998 № 20-58-07 ин/20-4);
Решения коллегии Главного управления образования Воронежской области «Об утверждении положения о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении» (от 03.10.2007);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
2. Основные задачи логопедического пункта
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
3. Организация деятельности логопедического пункта
3.1. В логопедический пункт зачисляются воспитанники образовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (стертая дизартрия, ринолалия).
3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
3.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению № 1.
3.4. Зачисление в логопедический пункт дошкольников из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года. Предельная наполняемость логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения - 20-25 человек.
3.5. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению № 2.
3.6. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
3.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в подгруппе. Основной формой являются индивидуальные занятия. Предельная наполняемость подгрупп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи обучающегося (приложение № 3).
3.8.Занятия с обучающимися в логопедическом пункте проводятся с учетом режима работы дошкольного образовательного учреждения.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Подгрупповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, не менее двух раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
Продолжительность подгруппового занятия составляет 20-25 минут, продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.
3.9. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
3.10. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, заикание) и задержкой психического развития должны быть направлены в специализированные учреждения (группы).
3.11. В случае отказа от обследования и перевода ребенка со сложной речевой патологией в специальные учреждения учитель-логопед не несет ответственность за полное устранение дефекта.
3.12. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, воспитатель и руководитель МБДОУ.
3.13. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам МБДОУ и родителям (законным представителям) дошкольников в определении причин речевых нарушений и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией.
Руководство логопедическим пунктом.
Общее руководство логопедическим пунктом МБДОУ осуществляет заведующий МБДОУ.
Заведующий МБДОУ:
Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
Подбирает педагогов для коррекционной работы.
4.2. Учитель-логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной речи на родном языке;
б) осуществляет взаимодействие с воспитателями по вопросам коррекции речевых нарушений;
в) поддерживает связь со общеобразовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами, врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю МБДОУ ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной речи, в дошкольном общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение № 4).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение № 5).
Разработано зам.зав. по УВР ________Яркиной С.В.
Приложение № 1
Список воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи
Форма 1
№ п/п |
Фамилия, имя воспитанника |
Дата рождения |
Дата обследования |
Заключение учителя-логопеда |
примечание |
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА.
Дата поступления ребенка в группу_________________________________________
Фамилия,имя____________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Откуда поступил ребенок_________________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез:
От какой беременности по счету__________________________________________________
Как протекала беременность и роды______________________________________________
Когда закричал?_______________________________________________________________
Как протекало физическое развитие:
Держит головку___________ сидит___________ встает_________ ходит________________
Какие заболевания перенес до года_______________________________________________
Речевое развитие ребенка:
Гуление_________ лепет________ первые слова________ речь фразой_________________
Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Слух___________________________________________________________________
Зрение__________________________________________________________________
Интеллект______________________________________________________________
Речевая среда и социальные условия: _______________________________________
Обращались ли раньше к логопеду _______________________________________________
Результат_____________________________________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту ____________________________________
Общее звучание речи _____________________________________________________
Темп_____________голос_________разборчивость____________дыхание_______________
Обследование артикуляционного аппарата:
Подвижность________________________________прикус____________________________
Строение неба ___________________________ зубов___________________________________
Языка (верно ли находит правильные положения) _____________________________________
Состояние подъязычной связки(уздечки)___________ губы и их подвижность___________
Состояние общей моторики и мелкой моторики ______________________________
_____________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка:
а) разговорно-описательная беседа _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) счет прямой _______________________ обратный_________________________________
счетные операции______________________________________________________________
в) геометрические формы_______________________________________________________
г) цвета (основные и оттеночные)_________________________________________________
д) классификация предметов_____________________________________________________
е) четвертый лишний___________________________________________________________
ж) ориентация во времени___________________ в пространстве_______________________
з) способность к логическому мышлению__________________________________________
16. Обследование понимания речи:____________________________________________
17. Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин___________________________________________
в) пересказ____________________________________________________________________
г) рассказ описание или рассказ по представлению
_____________________________________________________________________________
18. Обследование грамматического строя:
а) образование мн. числа имени сущ. и род. падежа им. сущ. мн. числа:
мост_________________________________
дом__________________________________
стул_________________________________
пчела________________________________
ведро________________________________
ухо__________________________________
воробей______________________________
утенок_______________________________
б) уменьшительно-ласкательных форм:
дом________________ елка________________ Женя__________________
стул________________ гриб________________ Костя_________________
г) согласование прилагательных с существительными:
синий шар_________________________ красный флажок_____________________________
синяя машина______________________ красное солнышко___________________________
синее платье_______________________ красная звезда_______________________________
д) согласование существительных с числительными:
1 2 3
ухо__________________________________________________________________________
помидор______________________________________________________________________
стул__________________________________________________________________________
кукла_________________________________________________________________________
ручка_________________________________________________________________________
е) предложно-падежные формы__________________________________________________
19. Состояние словаря:
1). Предметный словарь:
а) объяснение значения слов:
пылесос______________________________________________________________________
б) назвать части предметов:
чайник_______________________________________________________________________
стул__________________________________________________________________________
в) уровень обобщения:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________________________________
сапоги, туфли, тапочки, валенки__________________________________________________
блюдце, сковорода, ложка, тарелка________________________________________________
шкаф, стол, кресло, тумбочка____________________________________________________
помидор, морковь, репа, капуста__________________________________________________
яблоко, персик, груша, лимон____________________________________________________
голубь, утка, воробей___________________________________________________________
автобус, электричка, трамвай, самолет_____________________________________________
2). Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к имени существительному_______________________________
_____________________________________________________________________________
б) Подбор антонимов:
веселый_______________________широкий________________________________________
прямой______________________длинный_________________________________________
светлый_____________________больной__________________________________________
сухой _______________________холодный_________________________________________
в) образование прилагательных от имени существительных:
матрешка из дерева_____________________________
сумка из кожи__________________________________
ручка из пластмассы____________________________
стакан из стекла________________________________
сок из клюквы_________________________________
г) образование притяжательных прилагательных:
чей хвост_____________________________________________________________________
чей дом_______________________________________________________________________
3). Глагольный словарь
а) что делает
повар_________________________________учительница_____________________________
врач__________________________________почтальон_______________________________
б) кто как голос подает
кошка__________________собака_____________________гусь__________________
утка___________________петух______________________мышь_________________
корова_________________лягушка___________________свинья_________________
20. Звукопроизношение:
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ч |
Щ |
Ш |
Ж |
Л |
Ль |
Р |
Рь |
Другие звуки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21. Фонематический слух:
та-да-та_____________________________да-та-та___________________________________
ка-га-га_____________________________ка-ха-ка___________________________________
па-ба-па____________________________кто-год-кот________________________________
том-дом-хом ________________________
22. Звуковой анализ:
а) выделение первого звука в слове:
Алик_______утка________город_______Оля_______Ира________эхо_______окна_______
город_______ волк________ банка________
б) выделение последнего звука в слове:
пух________ кот_________ сок_________ мак_________ нос_______
луна________ мука________ руки______
23. Произношение слов сложного слогового состава:
строительство_________________________велосипед_______________________________
милиционер___________________________аквариум________________________________
24. Повторение предложений:
Экскурсовод проводит экскурсию ________________________________________________
Картошку жарят в сковороде ____________________________________________________
У мальчика поднялась температура _______________________________________________
25. Логопедическое заключение _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
26. Результаты логопедической работы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 3
Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Подгруппы обучающихся |
Предельная наполняемость (чел.) |
с общим недоразвитием речи (ОНР) |
до 3 |
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) |
до 4 |
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) |
до 5 |
заикающиеся |
до 3 |
с недостатками произношения отдельных звуков |
до 6 |
Примечание: минимальная наполняемость подгруппы - 2 обучающихся.
Приложение № 5
Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта
1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100) - 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) - 8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная) - 1 шт.
5. Кассы букв (индивидуальные) - 8 шт.
6. Учебно-методические пособия
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Умывальник - 1 шт.
9. Классная доска - 1 шт.
10. Шкафы для пособий - 2-3 шт.
11. Стол канцелярский - 1 шт.
12. Стулья - 5 шт.
13. Комплект "парта - стул" - 8 шт.
14. Песочные часы - 1 шт.
15. Секундомер - 1 шт.
16. Метроном - 1 шт.
17. Аудио- и видеоаппаратура - 1 шт.
18. Компьютер - 1 шт.