МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 125"
  • +7 (473) 223-11-13
Воронеж, 25 Января ул, 44

Положение о логопункте

 

Согласовано                                                  Утверждено

Председатель СТК                                         Приказом от_________№_____

___________Г. А. Бокова                              заведующий МБДОУ «Детский

Протокол от__________                                общеразвивающего вида № 125»

____________________                              ____________О. А. Степанова

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №125» 

городской округ город Воронеж

 

 

 

  1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения (далее - Положение) определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения муниципального дошкольного образовательного учреждения.

1.2. Логопедический пункт создается в МБДОУ в целях оказания помощи дошкольникам, имеющим нарушения в развитии устной речи.

1.3. Настоящее Положение разработано на основании:

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  • Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 677 и дополнения, утверждённые постановлениями от 14.12.1997 №179, от 23.12.2002 № 919);

Письма Минобразования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (от 14.12.2000 № 2);

  • Письма Минобразования России «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении» (от 16.01.2002 № 03-51-5 ин/ 23-03);

  • Письма Министерства общего и профессионального образования РФ «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» (от 22.01.1998 № 20-58-07 ин/20-4);

  • Решения коллегии Главного управления образования Воронежской области «Об утверждении положения о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении» (от 03.10.2007);

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

2. Основные задачи логопедического пункта

Основными задачами логопедического пункта являются:

- коррекция нарушений в развитии устной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

 

3. Организация деятельности логопедического пункта

3.1. В логопедический пункт зачисляются воспитанники образовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (стертая дизартрия, ринолалия).

3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

3.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению № 1.

3.4. Зачисление в логопедический пункт дошкольников из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года. Предельная наполняемость логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения - 20-25 человек.

3.5. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению № 2.

3.6. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

3.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в подгруппе. Основной формой являются индивидуальные занятия. Предельная наполняемость подгрупп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи обучающегося (приложение № 3).

3.8.Занятия с обучающимися в логопедическом пункте проводятся с учетом режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Подгрупповые занятия проводятся:

- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, не менее двух раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

Продолжительность подгруппового занятия составляет 20-25 минут, продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

3.9. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

3.10. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, заикание) и задержкой психического развития должны быть направлены в специализированные учреждения (группы).

3.11. В случае отказа от обследования и перевода ребенка со сложной речевой патологией в специальные учреждения учитель-логопед не несет ответственность за полное устранение дефекта.

3.12. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, воспитатель и руководитель МБДОУ.

3.13. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам МБДОУ и родителям (законным представителям) дошкольников в определении причин речевых нарушений и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией.

  1. Руководство логопедическим пунктом.

    1. Общее руководство логопедическим пунктом МБДОУ осуществляет заведующий МБДОУ.

Заведующий МБДОУ:

  • Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

  • Подбирает педагогов для коррекционной работы.

4.2. Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной речи на родном языке;

б) осуществляет взаимодействие с воспитателями по вопросам коррекции речевых нарушений;

в) поддерживает связь со общеобразовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами, врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю МБДОУ ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной речи, в дошкольном общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение № 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение № 5).

 

 

 

Разработано зам.зав. по УВР ________Яркиной С.В.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Список воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи

Форма 1

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Дата рождения

Дата обследования

Заключение учителя-логопеда

примечание

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

РЕЧЕВАЯ КАРТА.

  1. Дата поступления ребенка в группу_________________________________________

  2. Фамилия,имя____________________________________________________________

  3. Возраст_________________________________________________________________

  4. Домашний адрес_________________________________________________________

  5. Откуда поступил ребенок_________________________________________________

  6. Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  7. Анамнез:

От какой беременности по счету__________________________________________________

Как протекала беременность и роды______________________________________________

Когда закричал?_______________________________________________________________

Как протекало физическое развитие:

Держит головку___________ сидит___________ встает_________ ходит________________

Какие заболевания перенес до года_______________________________________________

Речевое развитие ребенка:

Гуление_________ лепет________ первые слова________ речь фразой_________________

Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Слух___________________________________________________________________

  2. Зрение__________________________________________________________________

  3. Интеллект______________________________________________________________

  4. Речевая среда и социальные условия: _______________________________________

Обращались ли раньше к логопеду _______________________________________________

Результат_____________________________________________________________________

Как сам ребенок относится к речевому дефекту ____________________________________

  1. Общее звучание речи _____________________________________________________

Темп_____________голос_________разборчивость____________дыхание_______________

  1. Обследование артикуляционного аппарата:

Подвижность________________________________прикус____________________________

Строение неба ___________________________ зубов___________________________________

Языка (верно ли находит правильные положения) _____________________________________

Состояние подъязычной связки(уздечки)___________ губы и их подвижность___________

  1. Состояние общей моторики и мелкой моторики ______________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Общее развитие ребенка:

а) разговорно-описательная беседа _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) счет прямой _______________________ обратный_________________________________

счетные операции______________________________________________________________

в) геометрические формы_______________________________________________________

г) цвета (основные и оттеночные)_________________________________________________

д) классификация предметов_____________________________________________________

е) четвертый лишний___________________________________________________________

ж) ориентация во времени___________________ в пространстве_______________________

з) способность к логическому мышлению__________________________________________

16. Обследование понимания речи:____________________________________________

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) составление рассказа по серии картин___________________________________________

в) пересказ____________________________________________________________________

г) рассказ описание или рассказ по представлению

_____________________________________________________________________________

18. Обследование грамматического строя:

а) образование мн. числа имени сущ. и род. падежа им. сущ. мн. числа:

мост_________________________________

дом__________________________________

стул_________________________________

пчела________________________________

ведро________________________________

ухо__________________________________

воробей______________________________

утенок_______________________________

б) уменьшительно-ласкательных форм:

дом________________ елка________________ Женя__________________

стул________________ гриб________________ Костя_________________

г) согласование прилагательных с существительными:

синий шар_________________________ красный флажок_____________________________

синяя машина______________________ красное солнышко___________________________

синее платье_______________________ красная звезда_______________________________

д) согласование существительных с числительными:

1 2 3

ухо__________________________________________________________________________

помидор______________________________________________________________________

стул__________________________________________________________________________

кукла_________________________________________________________________________

ручка_________________________________________________________________________

е) предложно-падежные формы__________________________________________________

19. Состояние словаря:

1). Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

пылесос______________________________________________________________________

б) назвать части предметов:

чайник_______________________________________________________________________

стул__________________________________________________________________________

в) уровень обобщения:

свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________________________________

сапоги, туфли, тапочки, валенки__________________________________________________

блюдце, сковорода, ложка, тарелка________________________________________________

шкаф, стол, кресло, тумбочка____________________________________________________

помидор, морковь, репа, капуста__________________________________________________

яблоко, персик, груша, лимон____________________________________________________

голубь, утка, воробей___________________________________________________________

автобус, электричка, трамвай, самолет_____________________________________________

2). Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к имени существительному_______________________________

_____________________________________________________________________________

б) Подбор антонимов:

веселый_______________________широкий________________________________________

прямой______________________длинный_________________________________________

светлый_____________________больной__________________________________________

сухой _______________________холодный_________________________________________

в) образование прилагательных от имени существительных:

матрешка из дерева_____________________________

сумка из кожи__________________________________

ручка из пластмассы____________________________

стакан из стекла________________________________

сок из клюквы_________________________________

г) образование притяжательных прилагательных:

чей хвост_____________________________________________________________________

чей дом_______________________________________________________________________

3). Глагольный словарь

а) что делает

повар_________________________________учительница_____________________________

врач__________________________________почтальон_______________________________

б) кто как голос подает

кошка__________________собака_____________________гусь__________________

утка___________________петух______________________мышь_________________

корова_________________лягушка___________________свинья_________________

20. Звукопроизношение:

С

Сь

З

Зь

Ц

Ч

Щ

Ш

Ж

Л

Ль

Р

Рь

Другие звуки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Фонематический слух:

та-да-та_____________________________да-та-та___________________________________

ка-га-га_____________________________ка-ха-ка___________________________________

па-ба-па____________________________кто-год-кот________________________________

том-дом-хом ________________________

22. Звуковой анализ:

а) выделение первого звука в слове:

Алик_______утка________город_______Оля_______Ира________эхо_______окна_______

город_______ волк________ банка________

б) выделение последнего звука в слове:

пух________ кот_________ сок_________ мак_________ нос_______

луна________ мука________ руки______

23. Произношение слов сложного слогового состава:

строительство_________________________велосипед_______________________________

милиционер___________________________аквариум________________________________

24. Повторение предложений:

Экскурсовод проводит экскурсию ________________________________________________

Картошку жарят в сковороде ____________________________________________________

У мальчика поднялась температура _______________________________________________

25. Логопедическое заключение _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

26. Результаты логопедической работы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Приложение № 3

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

 

Подгруппы обучающихся

Предельная наполняемость (чел.)

с общим недоразвитием речи (ОНР)

до 3

с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)

до 4

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

до 5

заикающиеся

до 3

с недостатками произношения отдельных звуков

до 6

 

Примечание: минимальная наполняемость подгруппы - 2 обучающихся.

 

Приложение № 5

Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта

 

1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100) - 1 шт.

2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) - 8 шт.

3. Логопедические зонды, шпатели

4. Разрезная азбука (настенная) - 1 шт.

5. Кассы букв (индивидуальные) - 8 шт.

6. Учебно-методические пособия

7. Настольные игры, игрушки, конструкторы

8. Умывальник - 1 шт.

9. Классная доска - 1 шт.

10. Шкафы для пособий - 2-3 шт.

11. Стол канцелярский - 1 шт.

12. Стулья - 5 шт.

13. Комплект "парта - стул" - 8 шт.

14. Песочные часы - 1 шт.

15. Секундомер - 1 шт.

16. Метроном - 1 шт.

17. Аудио- и видеоаппаратура - 1 шт.

18. Компьютер - 1 шт.